меню
Ламповый предусилитель | Гитарное Оборудование |
 

Внешний вид самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

Все приходит с опытом. После изготовления моего первого гитарного предусилителя понял, что стадия проектирования при изготовлении любительских конструкций имеет весьма большое значение. Так, мною были допущены некоторые ошибки, которые пришлось исправлять. Также хочу рассказать о борьбе с 100 Гц фоном и другими помехами, которые мне долгое время не удавалось исключить.
Начало третьей части статьи о Tomato, которая так и не была написана :)

Подходит к окончанию зима, заканчивается четвертый сезон моего активного паяльного самоделания. Три года назад я сделал свой первый ламповый предусилитель – Tomato. Эта кроха дала мне многое, а именно понимание того, что ламповый звук это то, к чему нужно стремиться и то, что я могу самостоятельно изготовить ламповый преамп.

От Tomato добиться хорошего перегруза не удастся по определению, даже с использованием «грелок» типа DOD 250. Поэтому следующим шагом стало решение изготовить хайген-преам. За основу была выбрана хорошо известная в кругу паяльщиков гитарных примочек схема Азнаура Гишяна – Slo-Recto-Twin. В моем преампе хотелось также сохранить полученный ранее звук Tomato на лампе 6Н1П (несмотря на «прожирливость» этой лампы – 600±50 мА на накал и 8±2,4 мА на анод) и добавить интересный ритм канал. Ограничивать себя в количестве ламп я не собирался, поэтому прикинул, что можно сделать 5-ти ламповый преамп. 1 лампа – чистый канал (схема Tomato), 3 лампы – чистый канал Twin и перегруженный канал Lead (схема Slo-Recto-Twin by Aznaur Gishian), +1 лампа – второй и третий каскад канал Crunch (схема EnglMod2 by Aznaur Gishian). Ставшую результатом мысленных рассуждений и прикидок схему намеренно пока не показываю, так как в итоге переделок первый вариант премпа претерпел существенных изменений и окончательную на данный момент схему я привожу в конце статьи.

На момент начала сборки много чего было не известно и не понятно – как собрать и как будут работать темброблоки, как организовать переключения на реле, нужен ли буфер и какую схему буфера использовать и много чего другого. Но народная мудрость гласит – «Волков бояться – в лес не ходить».

Первыми были разведены в SprintLayout блок питания и буфер с петлей разрыва и спикерсимулятором. Платы получились немаленькие – травил их в пластиковом ведре из-под краски (а основную плату вообще пришлось травить в пластиковом тазике :)).

При изготовлении блока питания использовалась схема анодного питания и накала ранее примененная в Tomato. Плюс добавлено напряжение +12 В для реле и +/- 12 В для буфера. Схема буфера, петли разрыва и спикерсимулятора на ОУ разработана Denом, а схема спикерсимулятора – Condor (буфер, петля и спикосим собраны на одной плате).

Блок питания самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

Потом был собран один из четырех темброблоков (для чистого канала). На данном этапе собранные платы проверил с использованием основного модуля из Tomato.

Испытание четырехканального лампового гитарного предусилителя, сделанного своими руками

Далее собирались остальные темброблоки.

Темброблоки самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

Основная плата изготовлена комбинированным методом «навесной монтаж» – «печатная плата».

Основная плата самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

Собранные компоненты платы размещены в пластиковом корпусе, обклеенном изнутри алюминиевым скотчем (не очень удачное решение). На корпусе предусмотрены переключатели каналов. Плюс отдельно изготовлен футсвич, подключаемый с помощью разъема XLR.

Все компоненты самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя в корпусе

И в таком виде предусилитель активно использовался целый год. Звук понравился. Но появилось несколько замечаний, главное из которых неудобное подключение футсвича. Что было исправлено в следующем сезоне – разъем XLR заменен на RJ-45. Также были заменены две лампы 6Н2П на 12AX7-EH и предприняты попытки облагородить преамп и футсвич путем покраски. Звучание этого девайса можно услышать в видеообзоре.
Цепочка звукозаписи: гитара Phil Pro MS25 – предусилитель 1-ый вариант – линейный вход комбика Line 6 Spider III – микрофон Audix i5 – микшер Behringer Xenyx 802 – звуковая карта ноутбука Samsung R25. Запись в Sound Forge 6.0 без обработок.

Старый корпус самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

Еще один год использования показал, что в данном девайсе не хватает более хайгейнового ритм канала. Также у меня возросло количество примочек, требующих наличие педалборда, так как подключение гитары с отстройкой звука на репетиции стало занимать 15-20 минут. Существующий вариант корпуса не очень-то подходит для размещения на педалборде. И было принято нелегкое решение о тотальной переделке преампа.
Ставились две глобальные цели – добавить хайгейн ритм-канал и разместить преамп и футсвич в одном корпусе.
Первая цель требовала тотального пересмотра схемы. Таким образом, был исключен чистый канал Tomato и добавлен канал Lead EnglMod2 (далее канал Rythm) за счет освободившейся лампы.

Принципиальная схема самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

При переделке планировалось максимально сохранить существующие платы, но при поиске готовых корпусов оказалось, что нет ни одного подходящего. Поэтому был разработан собственный дизайн корпуса, в изготовлении которого помог мне Вячеслав из хорошо известной фирмы по производству трансформаторов «Торнадо» г. Житомир (Украина), который любезно согласился изготовить стальной корпус согласно моего техзадания. Корпус получился супер!

Техническое задание на изготовление корпуса лампового предусилителя Оригинальный корпус самодельного четырехканального лампового гитарного предусилителя

Кстати, трансформатор тоже пришлось поменять, так как ранее используемый 60 Ватт-ник имел хороший запас по мощности, но был довольно большим в размерах и тяжелым. Путем экспериментов определено, что преамп потребляет 24,7 Вт. С учетом запаса по мощности был заказан новый 35 Вт трансформатор (тоже в фирме «Торнадо»).
Конечно, совсем переделок не удалось избежать. Во-первых, переделана плата буфера, спикерсимулятора и петли эффектов. Во-вторых, в блоке питания двуполярное питание с +/-12 В для буфера увеличено до +/-15 В. А также, на основной плате заменены проходные конденсаторы на Orange Drops 716P и добавлены ранее проигнорированные развязывающие конденсаторы и резисторы падения напряжения для каждой лампы, разводка земли переделана с «шины» на «звезду». Также заменены входные/выходные джеки, и поменял потенциометры AMP OUT LEVEL, SP.SIM LEVEL и FX LEVEL на потенциометры Alpha. Заново изготовлен темброблок Crunch канала (навесным монтажом). И, естественно, заново выполнена проводка питания (хочется отметить, что хороших качественных проводов одинакового диаметра разного цвета на момент сбора преампа не удалось).

Самодельный четырехканальный ламповый гитарный предусилитель в сборе

Напоследок несколько фото преампа расположенного на моем педалборде и пару семплов для сравнения с предыдущим вариантом (к сожалению, абсолютно идентичных условий записи создать не реально –поменялась комната, не помню какие были настройки микшерного пульта, настройки темброблоков, положение микрофона, и т.д.).

Фото преампа расположенного на моем педалборде и пара семплов

Цепочка звукозаписи: гитара Camarillo Custom – предусилитель 2-ой вариант – линейный вход комбика Line 6 Spider III – микрофон Audix i5 – микшер Behringer Xenyx 802 – звуковая карта ноутбука Lenovo. Запись в Sound Forge 11.0 без обработок.
1. Clean(bridge, neck) – Crunch (bridge, neck) – Rythm (bridge, neck) – Lead (bridge, neck).
2. Rythm (bridge).
3. Clean(bridge-middle-neck).
4. Clean (bridge) – Crunch (bridge).
5. Lead (neck).

Павлов Сергей.

Страницы:
admin | 27.02.2014 19:56

Схема в максимальном разрешении ЗДЕСЬ
Техническое задание на изготовление корпуса ЗДЕСЬ


Коментариев: 1366  | Администратор сайта
Страницы:
Необходимо авторизоваться, чтобы комментировать.