Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам, как превратить блок питания компьютера в зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Для переделки подойдет блок питания, собранный на микросхемах TL494 или KA7500. К сожалению, другие блоки питания не могут быть преобразованы таким образом.
Зарядное устройство от компьютерного блока питания
Каждый блок питания имеет защиту от перенапряжения и короткого замыкания, которую необходимо отключить.
Для отключения защиты нужно перерезать дорожку Vref+5v, которая идет на 13, 14 и 15 ногу микросхемы. После этого блок питания запустится автоматически при подключении.
Теперь сделаем блок питания регулируемым. Убираем два резистора R1 на 28,7 кОм и R2 на 5,6 кОм. Вместо резистора R1 ставим переменный резистор номиналом 100 кОм. Напряжение должно плавно регулироваться от 4 до 16 вольт.
Схема переделки компьютерного блока питания в зарядное устройство
Полная схема питания на микросхеме TL494, KA7500.
Схема превращения компьютерного блока питания в микросхему TL494, KA7500 в зарядное устройство
Осталось подключить вольтметр по этой схеме, и зарядное устройство будет полностью готово.
А теперь я расскажу вам, как работает готовое устройство, чтобы вы по-настоящему оценили все достоинства этой самоделки. Напряжение этого зарядного устройства плавно регулируется от 4 до 16 вольт.
Это позволяет заряжать аккумуляторы на шесть и двенадцать вольт. С помощью встроенного вольтметра можно легко определить напряжение, зарядный ток и окончание процесса зарядки аккумулятора.
Для проверки мощности решил подключить сверхяркую галогенную лампу на 12 вольт 55 ватт.
Лампа горит при полном нагреве на вольтметре 12 вольт и токе 8,5 ампер и это не предел.
Как зарядить аккумулятор? Красного крокодила больше, черного меньше. Если перепутать полярность или замкнуть, ничего страшного не произойдет, просто перегорит предохранитель на десять ампер.
В это время вольтметр показывает напряжение батареи. Эту ручку необходимо повернуть против часовой стрелки до упора. Включаю питание и плавно поднимаю напряжение до 14,5 вольт. Сила начального тока не должна превышать 10 % емкости аккумулятора. То есть для 60-го аккумулятора начальный ток заряда будет не более 6 ампер, для 55-го соответственно 5,5 ампер. И т д.
По мере зарядки аккумулятора ток будет постепенно уменьшаться, когда ток упадет до 150 миллиампер, это означает, что аккумулятор полностью заряжен. Время зарядки полностью разряженной батареи составляет примерно 24 часа.
Друзья, желаю вам удачи и хорошего настроения! До встречи в новых статьях!
Как превратить блок питания компьютера в зарядное устройство
Строго говоря, ремонт БП не является основной темой нашей статьи; в конце концов можно и рабочую версию купить. Наша основная задача получить на выходе 12 В. За это отвечает выходная цепь, в которой наряду с выпрямителями находятся фильтры питания.
Не нужно бояться припаивать дополнительные элементы: для работы схемы TL494 потребуется всего 1 конденсатор и 4 резистора (плюс пара переменных резисторов). На схеме они есть, если отпаять что-то лишнее, всегда можно поставить обратно.
Микросхема LM339 представляет собой четырехкомпонентный компаратор, отвечающий за работу схемы защиты; можно и сварить.
При переделке компьютерного блока питания в комбинированное зарядное устройство с лабораторным блоком питания можно использовать следующую схему:
На самом деле, чтобы превратить блок питания компьютера в память, нужен шунт номиналом от 0,1 до 0,01 Ом и пара переменных резисторов. Конечно, если вы не в ладах с электроникой, лучше не браться за такую работу.
Этого уже достаточно, чтобы получить диапазон выходного напряжения в пределах от 3 до 25 В с возможностью ограничения зарядного тока от 0,5 до 15 А. То есть для стандартной зарядки мы должны установить напряжение в пределах от 14,3 до 14,6 В и ограничить ток до значения, равного 10% емкости аккумулятора. По сути, мы собрали стабилизатор напряжения, чтобы при зарядке аккумулятора ток падал, что защитит автомобильный аккумулятор от перезаряда и закипания электролита. То есть вам не нужно будет контролировать процесс, а аккумулятор можно будет заряжать сколь угодно долго; во время зарядки ток упадет до нуля.
Добавление в цепь предохранителя на 15 ампер снизит риски, но на практике эта защита часто не срабатывает.
Краткие выводы
Зарядное устройство для автомобиля своими руками из компьютерного блока питания имеет ряд преимуществ:
• отличная надежность и живучесть: современные импульсные блоки питания характеризуются высоким КПД, на уровне 80-85%, при этом наработка на отказ вместе с вентилятором составляет около 50 000 часов, что для зарядного устройства просто фантастика. Другими словами, такое зарядное устройство можно использовать и как профессиональное зарядное устройство, способное работать сутками напролет. Также за счет удаления цепей 3,3 и 5 В их ресурс еще выше;
• Также мы заметили довольно высокий уровень стабилизации выходного напряжения, в пределах 5% (для 12В это 0,6В);
• ограничение по току позволяет использовать такое самодельное зарядное устройство даже для зарядки гелевых аккумуляторов, не опасаясь перегрева;
• можно заряжать аккумулятор на работающем автомобиле.
Но есть и недостаток. Это плата за высокую автономность устройства: для полной зарядки аккумулятора потребуется больше времени, так как снижение зарядного тока происходит не линейно, а экспоненциально. Но вы не сможете довести батарею до кипения, как при зарядке постоянным током.
Источник: lеmzspb.ru